Материалы XIII  международной конференции "Современные технологии обучения", Санкт-Петербург, 19 апреля 2007 г.

С.А. Назаров, Каменева Т.С., Антонова Н.М.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды вуза

В составе информационно-образовательной среды технического вуза, имеющей личностную направленность, можно выделить следующие микросреды [1-2]:

1. Библиотека – основное хранилище информационных ресурсов образовательной среды, осуществляющее информационную поддержку учебного, научного и воспитательного процесса в вузе.

2. Учебная микросреда может быть представлена учебными дисциплинами, курсами по выбору, традиционными и электронными учебниками и пособиями, системой дистанционного образования и т.д.

3. Среда личностного саморазвития представляется проективной деятельностью преподавателей и студентов, Интернет-классами, выступающими условиями личностного развития обучающихся.

4. Технопарк и техническое оснащение учебного процесса – целенаправленно созданная технологическая микросреда, направленная на формирование и развитие профессионально-личностных качеств будущих специалистов.

В качестве компонента информационного наполнения образовательного процесса в техническом вузе нами предлагается использовать электронный учебно-методический комплекс дисциплины, содержащий:

- электронные учебники, включающие теоретический материал, глоссарий, а также темы лабораторных и практических работ и примерные вопросы для контроля;

- планы лекционных и практических занятий;

- виртуальные лабораторные комплексы;

- задания к лабораторным работам;

- учебные задания для самостоятельной работы и требования к ним;

- задания к итоговой аттестации;

- описания информационных средств и технологий, необходимых для выполнения учебных заданий;

- методические указания к использованию данного комплекса;

- электронные банки тестов;

- краткие конспекты лекций по дисциплине в виде компьютерных слайдов;

- ссылки в Интернете на дополнительные информационные ресурсы по дисциплине;

- дополнительные учебные материалы (учебники, пособия, журналы и т.д.).

Данный учебно-методический комплекс должен предоставляться студентам на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной внутривузовской сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять.

В Каменском институте (филиале) ЮРГТУ (НПИ) на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» в качестве одного из компонентов информационно-образовательной среды по дисциплинам «Информатика» и «Высшая математика» разработаны электронные учебники, являющиеся основой электронных учебно-методических комплексов. Данные учебники разработаны на основе ГОС и типовых рабочих программ по информатике и высшей математике для технических и технологических специальностей и отражают модульное построение дисциплин.

Электронные учебники содержат:

- теоретический материал;

- глоссарий;

- учебно-методические материалы;

- задания по дисциплине для каждого модуля;

- задания к творческим проектам и примеры их выполнения;

- дополнительные материалы;

- ссылки на информационные ресурсы по дисциплине в Интернете.

Учебники могут быть использованы как при проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов.

Создание библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов является важнейшей стратегической задачей вуза и должно быть направлено на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов библиотеки.

 

Список литературы

1.  Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза / Автореферат дисс. … кандидата пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 26 с.

2. Назаров С.А., Назаров В.А., Каменева Т.С. Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза. – Педагогические науки, № 6, 2006. – С.292-297.

Назад На главную страницу