Электронный
учебно-методический комплекс как компонент
информационно-образовательной среды вуза
В
составе информационно-образовательной
среды технического вуза, имеющей
личностную направленность, можно выделить
следующие микросреды [1-2]:
1.
Библиотека – основное хранилище
информационных ресурсов образовательной
среды, осуществляющее информационную
поддержку учебного, научного и
воспитательного процесса в вузе.
2.
Учебная микросреда может быть представлена
учебными дисциплинами, курсами по выбору,
традиционными и электронными учебниками и
пособиями, системой дистанционного
образования и т.д.
3.
Среда личностного саморазвития
представляется проективной деятельностью
преподавателей и студентов, Интернет-классами,
выступающими условиями личностного
развития обучающихся.
4.
Технопарк и техническое оснащение учебного
процесса –
целенаправленно созданная технологическая
микросреда, направленная на формирование и
развитие профессионально-личностных
качеств будущих специалистов.
В
качестве компонента информационного
наполнения образовательного процесса в
техническом вузе нами предлагается
использовать электронный учебно-методический
комплекс дисциплины, содержащий:
-
электронные учебники, включающие
теоретический материал, глоссарий, а также
темы лабораторных и практических работ и
примерные вопросы для контроля;
-
планы лекционных и практических занятий;
-
виртуальные лабораторные комплексы;
-
задания к лабораторным работам;
-
учебные задания для самостоятельной работы
и требования к ним;
-
задания к итоговой аттестации;
-
описания информационных средств и
технологий, необходимых для выполнения
учебных заданий;
-
методические указания к использованию
данного комплекса;
-
электронные банки тестов;
-
краткие конспекты лекций по дисциплине в
виде компьютерных слайдов;
-
ссылки в Интернете на дополнительные
информационные ресурсы по дисциплине;
-
дополнительные учебные материалы (учебники,
пособия, журналы и т.д.).
Данный
учебно-методический комплекс должен
предоставляться студентам на внешнем
носителе и свободно распространяться по
локальной внутривузовской сети и
глобальной сети Интернет. Информационный
банк дисциплины (электронные учебники и
пособия, демонстрации, тестовые и другие
задания, примеры уже выполненных проектов),
входящий в состав электронного учебно-методического
комплекса, необходимо постоянно обновлять
и пополнять.
В
Каменском институте (филиале) ЮРГТУ (НПИ) на
кафедре «Естественнонаучные дисциплины» в
качестве одного из компонентов
информационно-образовательной среды по
дисциплинам «Информатика» и «Высшая
математика» разработаны электронные
учебники, являющиеся основой электронных
учебно-методических комплексов. Данные
учебники разработаны на основе ГОС и
типовых рабочих программ по информатике и
высшей математике для технических и
технологических специальностей и отражают
модульное построение дисциплин.
Электронные
учебники содержат:
-
теоретический материал;
-
глоссарий;
-
учебно-методические материалы;
-
задания по дисциплине для каждого модуля;
-
задания к творческим проектам и примеры их
выполнения;
-
дополнительные материалы;
-
ссылки на информационные ресурсы по
дисциплине в Интернете.
Учебники
могут быть использованы как при проведении
аудиторных занятий, так и для
самостоятельной работы студентов.
Список
литературы
1.
Назаров
С.А. Педагогические основы проектирования
личностно-развивающей информационно-образовательной
среды технического вуза / Автореферат дисс.
… кандидата пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2006.
– 26 с.
2.
Назаров С.А., Назаров В.А., Каменева Т.С.
Педагогическая модель информационно-образовательной
среды технического вуза. – Педагогические
науки, № 6, 2006. – С.292-297.