Аспирант и соискатель, № 4, 2006. – С. 158-161

Назаров С.А.

Проектирование как технология построения информационно-образовательной среды технического вуза



Эффективность обучения в информационно-образовательной среде конкретного учебного заведения во многом зависит от качества компонентов этой среды, от степени их соответствия основным концептуальным целевым установкам развития образовательного учреждения и особенностям образовательного процесса, т.е. от того уровня, который был в них заложен при проектировании. 
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проектирование в сфере образования в основном базируется на понимании позиций, интересов, потребностей людей, участвующих в реализации проектов. Понимание другого человека предполагает проникновение в потребностно-мотивационную сферу при помощи механизмов идентификации (отождествлении) и рефлексии. Рефлексия предполагает отслеживание проектировщиком своих собственных эмоций и чувств, сопровождающих проживание самого процесса проектирования. Действенность проектирования, следовательно, будет зависеть от того, насколько проект сможет удовлетворить потребности человека на актуальном для него уровне, поэтому оно будет иметь ветвь целей, реализуемых в данном проекте.
Цель самостоятельной проектировочной деятельности заключается в разработке продукта (проекта) в семиотическом плане, на основе использования существующих знаний и представлений. Логика проектирования разворачивается в процессе совмещения противоположностей: наличной и желаемой ситуаций в мыслительном эксперименте. Педагогическое проектирование в современной образовательной практике выступает организующим началом педагогической деятельности.
После определения целей проекта, разработчики определяют систему средств гарантированного достижения поставленных целей, т.е. работают над технологией осуществления проекта. Знание технологии достижения определенных целей дает возможность разработчику с высокой долей вероятности достичь желаемого результата в деятельности, что, в свою очередь, повышает реалистичность создаваемого проекта.
В авторском проекте всегда представлена личностная позиция проектировщика. Проект, по словами С.И. Гессена, – это «практика философии создателя».
Категориальный анализ проблемы создания технологии проектирования приводит к представлению о ней как о некотором социальном механизме, который приводит при его использовании к планируемым результатам. 
Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, итогом которой является проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта. 
Объектами педагогического проектирования могут являться педагогическая система, содержание образования, образовательный процесс, педагогические технологии и средства, образовательная система учебного заведения, района, города, личность учащегося, система управления, педагогические инновации и др. [1; 2].
Таким образом, объектом педагогического проектирования может являться педагогическая система различного уровня и характера в целом или ее отдельные элементы, которые должны рассматриваться во взаимосвязи с целостной системой. Следовательно, информационно-образовательная среда как педагогическая система выступает объектом педагогического проектирования.
Результатом методологической проработки вопросов педагогического проектирования является педагогическая модель проектной деятельности, которая может быть представлена либо в виде онтологии, либо в виде описания алгоритма деятельности проектирования.
Педагогическое проектирование, как правило, выступает средством структурирования профессиональной деятельности преподавателя [3].
Структурно-логическая схема образовательной среды по исследованиям Кречетников К.Г., разрабатывающего проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе, состоит из целей, задач, принципов, требований, содержания, системы мотивов и организационно управляющих воздействий, а также имеет коммуникационную составляющую и критерии оценки эффективности проекта [4].
Педагогическое проектирование должно быть тесно связано с личностным развитием, то есть направлено на субъект педагогического процесса – на человека, его потребности в образовании, саморазвитии.
Сериковым В.В. предложены следующие закономерности педагогического проектирования личностно-ориентированного образования:
- элементом проектирования в личностно-ориентированном обучении является «событие в жизни личности», составляющее его реальный жизненный опыт;
- проектирование – совместная деятельность педагогов и обучающихся;
- взаимодействие в учебном процессе является источником личностного опыта учащегося [5].
Чтобы перейти к рассмотрению проектирования информационно-образовательной среды технического вуза, выделим, в чем состоят особенности современного технического образования в техническом вузе. 
Современное высшее техническое образование направлено, прежде всего, на обновление стратегических линий развития технического образования в соответствии с последними достижениями технической науки, на систематизацию знаниевой базы обучения инженеров, развитие способности специалиста адаптироваться к высоким темпам научно-технических достижений; на развитие творческого инженерного мышления; на развитие способности специалиста ориентироваться в нарастающих потоках информации и оперативно извлекать из них значимое для своей деятельности, повышение профессиональной мобильности для выпускника вуза; сохранение и преумножение лучших традиций отечественной высшей школы, главная идея которой состоит в фундаментализации и гуманитаризации высшего технического образования, восстребованности высоких личностных качеств – рефлексивности, устойчивости, гибкости и адаптивности, ответственности, способности к саморазвитию, ориентированности на успех и др. 
Современная социально-экономическая ситуация в стране требует вхождения университета в рыночную среду, повышение его рыночного конкурентного потенциала, обеспечения максимально возможного соответствия профессиональной подготовки выпускников требованиям работодателей, – с одной стороны, и с другой – вхождение в европейское образовательное пространство подразумевает переход на двухуровневое академическое образование в рамках Болонского процесса.
Возникает проблема создания такой организации учебного процесса, которая бы обеспечивала соответствие профессиональной компетентности молодых специалистов-выпускников технических университетов современному уровню технической подготовки, требованиям работодателей, перспектив роста профессиональных компетенций. Для достижения поставленных целей требуется мобилизация и эффективное использование кадрового и материально-технического ресурсов университета. Оптимально это возможно при целенаправленном моделировании информационно-образовательной университетской среды.
Процесс создания информационно-образовательной среды в техническом вузе включает в себя следующие этапы:
I. Определение целей и учебных задач ИОС. 
На данном этапе определяются цели проектирования ИОС как педагогической системы, а также система учебных задач, которые предполагается решить в рамках данной ИОС. 
Основной задачей на данном этапе – выбор способа организации учебного процесса с максимальным включением всех компонентов образовательной среды вуза. Учебный процесс должен быть организован в рамках ИОС таким образом, что наряду с включением современных образовательных технологий, должны учитываться индивидуальные особенности обучающихся (обучение по индивидуальному графику, учет подготовленности, скорости прохождения учебного материала и т.д.).
Цели можно разделить на следующие группы:
1. Образовательные цели использования ИОС в процессе обучения – получение обучающимися определенных знаний, умений и навыков по своей специальности.
2. Информационные цели заключаются в формировании и развитии информационной культуры – умений и навыков в овладении способами и методами извлечения и анализа информации независимо от предметной области.
3. К личностно-развивающим целям относятся развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и развитие творческих способностей как при индивидуальной работе, так и в коллективе, способность к саморазвитию, самопознанию.
II. Анализ начального состояния образовательной среды включает в себя анализ программно-технического, информационного и личностного потенциала вуза.
Анализ программно-технического состояния – изучения состояния программно-технической базы вуза:
- технические средства обучения;
- компьютерные классы;
- Интернет-классы;
- компьютерные сети;
- лабораторные комплексы (как традиционные, так и виртуальные); 
- программное обеспечение общего и специального назначения;
- обучающие комплексы по дисциплинам их состояние, возможность обновление, отражение междисциплинарных связей.
В рамках анализа информационного состояния рассматривается информационное наполнение предстоящего образовательного процесса: 
- информационные ресурсы, как в традиционной, так и в электронной форме, отражающие содержание дисциплин (электронные и печатные учебники, пособия, методические указания, справочники и т.д.), в различных хранилищах (библиотеки, электронные библиотеки, кафедральные, факультетские, внутривузовские фонды и т.д.); 
- дополнительные материалы по дисциплинам;
- возможность обращения к другим информационным системам и мировым ресурсам, а также другие электронные библиотеки;
- банки тестов и другие контрольно-измерительные материалы.
Личностный потенциал оценивается по следующим показателям:
- информационная культура участников образовательного процесса, как обучающих, так и обучающихся;
- начальный уровень знаний студентов;
- навыки самостоятельной работы;
- психологические особенности обучающихся.
Выявляется начальный уровень подготовки студентов, их навыки работы с компьютерной техникой, умение работать самостоятельно и в группах, склонность к творчеству, индивидуальные особенности, важные для процесса обучения (начальное педагогическое состояние системы). 
III. Выбор педагогических технологий, методов приемов, а также видов и форм контроля учебной деятельности.
На основе выполненного анализа начального состояния педагогической и информационной системы рассматривается целесообразность использования различных педагогических приемов, методов и технологий для реализации образовательного процесса.
IV. Информационное наполнение.
Выполняется накопление содержательной информационной базы на основе пунктов II и III. Оценивается возможность использования информационных ресурсов в предстоящем образовательном процессе, актуализируются междисциплинарные связи. 
V. Определение функций. Определяются функции информационной образовательной системы. Рассматриваются возможности автоматизации некоторых функций преподавателя.
VI. Педагогическая модель. 
На основе особенностей, выявленных для ИОС на предыдущих этапах, разрабатывается оптимальная педагогическая модель, практически реализуемая в данных условиях.
VII. Прогнозирование и построение гипотез. Рассмотрение возможных педагогических ситуаций, трудностей, путей их решения. При проектирование должно сложиться четкое представление о возможном результате исходя из целей.
VIII. Практическая реализация и внедрения. Процесс построения проектируемой информационно-образовательной среды и внедрения ее в учебный процесс.
IX. Оценка педагогической эффективности. Измерение качественных и количественных педагогических характеристик образовательного процесса.
X. Корректировка. Внесение изменений при необходимости в предыдущие этапы.
Итак, педагогическое проектирование, как методологический подход в образовании, применим для разработки информационно-образовательной системы, как педагогической системы, в которой на основании личностно-ориентированного подхода реализуются субъектами личностные смыслы в образовании.

Список литературы

1. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе //Автореферат дисс. … доктора пед. наук. Ярославль, 2003.
2. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Под ред. М.М. Левиной. – М.: 2002. – 200 с.
3. Башарина Л.А. Педагогическое проектирование базовых компонентов информационно-образовательного пространства // Современные технологии обучения «СТО-2004»: Материалы X Международной конференции, г. Санкт-Петербург 2004 г. – СПб. – Т.2. – С. 24-25.
4. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. – М.: Госкоорцентр, 2002. – 296 с.
5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.

 Назад На главную страницу