ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКИ ТЕСТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Назаров С.А., Каменева Т.С., Назаров В.А.
Одним из направлений создания информационно-образовательной среды, решающей проблемы формирования и организации учебного процесса, является интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс и управление образованием [3].
Информационно-образовательную среду можно определить как комплекс информационных, технических и учебно-методических ресурсов, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
Современные компьютерные средства обучения позволяют улучшить процесс обучения, поднять его на принципиально новый уровень.
Формирование собственной информационно-образовательной среды является задачей не только Вуза в целом, но и кафедр в отдельности. Тем более что одной из важнейших задач образовательной среды является автоматизация контроля знаний.
Для развития новых прогрессивных форм обучения в системе высшей школы необходимо наличие учебно-методического материала в доступном компактном электронном виде.
В тоже же время использование компьютера и современных информационных технологий позволяет преподавателю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний студентов.
Еще в самом начале применения компьютеров в учебном процессе, большое внимание уделялось контролю знаний. Технические средства обучения, а в дальнейшем и компьютеры в первую очередь использовались именно для проверки знаний обучаемых. И до настоящего времени, несмотря на бурное развитие обучающих систем и других форм компьютерного обучения, контролирующие (тестирующие) программы составляют примерно половину [2] программ учебного назначения (универсальные и специализированные обучающие системы, электронные энциклопедии, обучающие игры и т.д.) и являются наиболее разработанными [1, 4].
Одним из путей повышения качества образования можно рассматривать обеспечение непрерывности контроля за работой студента в течение всего курса изучения дисциплины. Использование модульно-рейтинговой системы в учебном процессе позволяет организовать практически непрерывный контроль за учебной деятельностью студента в рамках изучения дисциплины.
При изучении дисциплины использование модульно-рейтинговой системы позволяет несколько формализовать процесс оценки успеваемости, что позволяет более объективно оценивать работу студента в течение всего изучения дисциплины. При этом фактор случайности при выставлении итоговой оценки уменьшается, что должно активизировать студента и настроить его на выполнение всех видов заданий по дисциплине.
Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса используется в Каменском институте (филиале) Государственного технического университета (НПИ) на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» по дисциплинам естественного блока.
Главным отличием естественнонаучных и технических дисциплин от дисциплин гуманитарного блока является наличие практических и лабораторных занятий, что дает возможность при использовании модульно-рейтинговой системы помимо теоретических модулей использовать оперативные (деятельностные) модули.
Модульно-рейтинговая система требует от преподавателя больших затрат времени как при разработке различного рода заданий, так и при проверке выполнения этих заданий [5].
Системность контроля – это логическое завершение каждого модуля. Она формирует у обучаемых способность трансформировать приобретенные навыки в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения
Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. А использование электронных тестовых заданий в качестве одной из форм контроля знаний студентов позволяет автоматизировать и облегчить использование модульно-рейтинговой системы в учебном процессе.
На кафедре «Естественнонаучные дисциплины» Каменского института (филиала) ЮРГТУ (НПИ) разработаны банки тестовых заданий для развития и внедрения модульно-рейтинговой системы по следующим дисциплинам:
1. Высшая математика.
2. Физика.
3. Информатика.
4. Химия.
5. Экология.
6. Безопасность жизнедеятельности.
Для создания электронного банка тестов и проведения электронного тестирования использовались следующие программы: «SunRav TestOffice Pro», разработанная фирмой SunRav SoftWare и «Электронное тестирование», разработанная на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» КИ (Ф) ЮРГТУ (НПИ) [6].
В результате создания единого централизованного банка тестов по дисциплинам кафедры появилась возможность автоматизировать следующие процессы:
- разработку различных вариантов тестовых билетов с помощью встроенных в вышеупомянутые программные средства функций генерации;
- проверку остаточных знаний поступивших в высшее учебное заведение;
- контроль качества знаний в модульно-рейтинговой системе образования;
- выявление предсказуемости и устойчивости результатов теста, получаемых при его применении;
- расчет индивидуального рейтинга студентов.
Литература.
1. Brusilovsky P., Miller P. Web-based testing for distance education // WebNet'99. ngs of AACE World Conference of the WWW and Internet.–Honolulu, HI, 1999, – p. 149 – 154.
2. Zaiсeva L., Kuplis U., Prokofjeva N. Обучение в среде Интернет // Scientific Proceedings of Riga Technical University. Computer Science. Applied Computer Systems. – Vol. 3. – Riga : RTU, 2000, – р. 33 - 45. (на латышском языке)
3. Зайцева Е. Н. Информационно - обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса // Education Technology&Society 6(2), 2003.
4. Зайцева Л.В., Прокофьева Н.О. Модели и методы адаптивного контроля знаний // Education Technology&Society 7(4), 2003.С.265-277.
5. Назаров С.А., Назаров В.А. Каменева Т.С. Использование модульно-рейтинговой системы в преподавании дисциплины «Информатика»// Современные технологии обучения «СТО-2005»: Материалы XI международной конф., 20 апр. 2005 г ./ Санкт – Петербургский гос. электротехн. ун-т «ЛЭТИ». – СПб. – Т.1 – С. 126-127
6. Каменева Т.С., Назаров С.А., Назаров В.А. Разработка централизованного банка тестовых заданий по дисциплинам естественно-научного блока // Современные технологии обучения «СТО-2005»: Материалы XI международной конф., 20 апр. 2005 г ./ Санкт – Петербургский гос. электротехн. ун-т «ЛЭТИ». – СПб. – Т.2 – С. 146-147.