С.А. Назаров
ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Одним из путей повышения качества образования является обеспечение непрерывности контроля за работой студента в течение всего курса изучения дисциплины. Использование модульно-рейтинговой системы в учебном процессе позволяет организовать практически непрерывный контроль за учебной деятельностью студента в рамках изучения дисциплины.
Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса используется в Каменском институте (филиале) Государственного технического университета (НПИ) на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» по дисциплинам естественного блока.
Главным отличием естественнонаучных и технических дисциплин от дисциплин гуманитарного блока является наличие практических и лабораторных занятий, что дает возможность при использовании модульно-рейтинговой системы помимо теоретических модулей использовать оперативные (деятельностные) модули.
Это предоставляет широкий выбор, как в формах контроля, так и в содержании.
Отдельный модуль дисциплины должен содержать в себе теоретическую и практическую части.
Практическая часть включает в себя различные задания и задачи, а также лабораторные работы, основывающиеся на теоретической части данного модуля.
Контрольные мероприятия для каждого модуля состоят из теоретических коллоквиумов, контрольных работ, домашних заданий и лабораторных работ.
Теоретические коллоквиумы проводятся по окончании изучения каждого модуля. Данный вид контроля может проводиться как в устной, так и в письменной форме, причем, форму контроля может выбирать сам студент. Вес коллоквиума (максимально возможное количество баллов) зависит от объема изученного модуля.
Контрольные работы состоят из практических разноуровневых заданий и задач по теоретическому материалу модуля.
Коллоквиумы и контрольные работы, по сравнению с другими формами, имеют максимальный вес в общем рейтинге.
Домашнее задание выдается в начале изучения модуля. Вес домашнего задания зависит от объема изученной темы. При оценке домашнего задания учитывается правильность и своевременность выполнения. За несвоевременность студент получает штрафные баллы, которые отнимаются от итогового рейтинга.
При оценке лабораторных работ учитывается: содержание отчета, правильность оформления, знание материала по текущей работе, а также своевременность предоставления отчета по лабораторной работе преподавателю. Задание к лабораторной работе должно содержать как обязательную, так и дополнительную часть, выполнение которой позволяет получить дополнительные баллы к рейтинговой оценке за данную работу.
Использование при изучении дисциплины модульно-рейтинговой системы позволяет несколько формализовать процесс оценки успеваемости, что позволит более объективно оценивать работу студента в течение всего изучения дисциплины. При этом фактор случайности при выставлении итоговой оценки уменьшается, что должно активизировать студента и настроить его на выполнение всех видов заданий по дисциплине.