Информатизация
образовательной сферы невозможна без
создания информационно-образовательных
сред (ИОС), которые в свою очередь должны
предоставлять возможность для
самореализации интеллектуально развитой
личности, обладающей необходимыми
профессиональными качествами. Поэтому, в
современных условиях, формирование и
развитие собственной информационной
образовательной среды, как составляющей
единого информационного образовательного
пространства, является одной из основных
стратегических задач каждого вуза для
адаптации к быстро меняющимся внешним
условиям. Такая среда должна
служить фундаментом для организации
современного образовательного процесса.
Существуют
различные подходы к определению
информационно-образовательной среды
учебного заведения и проблемам ее
организации. В различных источниках
информационно-образовательной средой
называют:
- программно-телекоммуникационную
систему, направленную на ведение учебного
процесса едиными технологическими
средствами и обеспечивающую его
информационную поддержку [1];
-
педагогическую систему нового уровня,
включающую ее материально-техническое,
финансово-экономическое, нормативно-правовое
и маркетинговое обеспечение [2];
-
информационно-коммуникационную предметную
среду, обеспечивающую компьютерную
поддержку процесса обучения [3];
- социально-психологическую
реальность, в которой созданы психолого-педагогические
условия, обеспечивающие познавательную
деятельность и доступ к информационным
образовательным ресурсам на основе
современных информационных технологий [4,5];
- средство
управления процессом информатизации в
образовании [3];
- открытую
систему, объединяющую интеллектуальные,
культурные, программно-методические,
организационные и технические ресурсы [6];
- культурно-образовательную
среду, где главным носителем
образовательной информации является
электронный ресурс [7];
-
многокомпонентный комплекс
образовательных ресурсов и технологий,
обеспечивающих информатизацию и
автоматизацию образовательной
деятельности учебного заведения [8];
- систему,
объединяющую информационное, техническое,
учебно-методическое обеспечение,
неразрывно связанную с субъектом
образовательного процесса [9];
- единое
информационно-образовательное
пространство, объединяющее информацию, как
на традиционных носителях, так и
электронных; компьютерно-телекоммуникационные
учебно-методические комплексы и технологии
взаимодействия; дидактические средства [10].
Таким образом,
информационно-образовательная среда
определяется с одной стороны, как
программно-технический комплекс, а с другой
стороны, как педагогическая система.
Следовательно, при разработке ИОС
должны решаться не только
информационно-программно-технические, но и
психолого-педагогические проблемы.
Информационно-образовательная
среда, как педагогическая система должна
строиться на основе традиционной,
являясь ее логическим продолжением и
развитием. ИОС мы
определяем как педагогическую систему,
объединяющую в себе информационные
образовательные ресурсы, компьютерные
средства обучения, средства управления
образовательным процессом, педагогические
приемы, методы и технологии, направленные
на формирование интеллектуально-развитой
социально-значимой творческой личности,
обладающей необходимым уровнем
профессиональных знаний, умений и навыков.
ИОС создается
в соответствии с важнейшими социально-педагогическими
целями современного образования, каковыми
являются:
- формирование
и развитие способностей личности, нужных ей
самой и обществу;
- включение
социально-ценностной активности личности;
- обеспечение
возможностей для эффективного
самообучения и самообразования.
Исходя из
целей современного образования, личность
является центром образовательной системы.
Очевидно, что любая педагогическая система,
в том числе и информационно-образовательная
среда, должна быть личностно-ориентированной,
то есть направленной на воспитание
творческой личности.
В нашей
концепции определены цели, которые должна
достигать ИОС:
- формирование
профессиональных знаний, умений и навыков;
- формирование
информационной культуры будущих
специалистов;
- реализация
творческого потенциала и развитие личности;
- формирование
современного научного и профессионального
мировоззрения;
- формирование
профессионального самосознания.
При
разработке ИОС решается целый комплекс
учебно-методических, психолого-педагогических,
организационных, технических и
технологических, программных, социально-экономических,
нормативных и эргономических проблем,
тесно связанных между собой, направленных
на формирование креативной личности.
Для успешного
функционирования ИОС
необходимо создать соответствующие
педагогические условия.
На наш взгляд, таковыми условиями
являются:
- высокий
уровень информационной культуры
преподавателей и студентов;
- внедрение
инновационных, в том числе и информационных
педагогических технологий, основанных на
субъект-субъектных взаимоотношениях;
- рефлексивная
деятельность субъектов образовательного
процесса, способных к адекватной
самооценке своей личности.
С
позиций системного подхода, компонентами
рассматриваемой личностно-развивающей
информационно-образовательной среды
являются следующие микросреды: библиотека,
учебные дисциплины – электронные учебники,
пособия, собственные проекты, интернет-классы.
Перечисленные микросреды являются
необходимым условием продвижения
студентов по индивидуальной
образовательной траектории.
Предлагаемая
нами педагогическая модель ИОС
технического вуза, основана на личностно
ориентированном подходе в обучении,
включает следующие структурные компоненты:
1. Учебно-методический
комплекс дисциплины (информационное
наполнение процесса обучения).
2. Библиотека,
учебные дисциплины – электронные учебники,
пособия, собственные проекты, интернет-классы
(условия индивидуальной траектории
обучения).
3. Постоянно
обновляющиеся информационные банки
дисциплины (электронные учебники и пособия,
демонстрации, тестовые и другие задания,
образцы выполненных проектов).
4. Модульный
принцип построения курсов дисциплин и
рефлексивная деятельность субъектов
образовательного процесса (необходимое
педагогическое условие функционирования
личностно-развивающей информационно-образовательной
среды вуза, основанное на высокой
информационной культуре преподавателей и
студентов).
5. Модульно-рейтинговая
педагогическая технология (средство
оптимизации учебного процесса,
адаптированного к личностным особенностям
обучающихся).
6. Внедрение
творческих проектов, в том числе
коллективных.
7.
Студенческие научно-практические
конференции, публичные защиты творческих
проектов и представление результатов своей
деятельности в сети Интернет (средство
формирования рефлексивных и
коммуникативных навыков).
8.
Автоматизированная система контроля
знаний (облегчает труд преподавателя и
способствует открытости, объективности и
беспристрастности оценивания обучающихся).
9. Выбор
информационного ресурса (оптимальное
сочетание электронных и традиционных
учебных ресурсов).
Приведенные в
нашей модели структурные компоненты имеют
свои технологические особенности и
выполняют определенные дидактические
задачи. Остановимся на некоторых из них.
Электронный
учебно-методический комплекс дисциплины
может содержать
следующие элементы:
- электронные
учебники, включающие теоретический
материал, глоссарий, а также темы
лабораторных и практических работ;
- планы
лекционных и практических занятий;
- виртуальные
лабораторные комплексы;
- конспекты-презентации
лекций;
- задания к
лабораторным работам;
- учебные
задания для самостоятельной работы и
требования к ним;
- вопросы и
задания к итоговой аттестации;
- описания
информационных средств и технологий,
необходимых для выполнения учебных заданий;
- методические
указания к использованию данного комплекса;
- электронные
банки тестов;
- ссылки на
дополнительные информационные ресурсы по
дисциплине в сети Интернет;
-
дополнительные учебные материалы (учебники,
пособия, журналы и т.п.).
Данный учебно-методический
комплекс предоставляется студентам на
внешнем носителе и свободно
распространяется по локальной
внутривузовской сети и глобальной сети
Интернет.
Электронный
учебник представляет собой гипертекстовый
документ, содержащий мультимедийную
информацию, а также проверочные тестовые
задания. С точки зрения информационных
технологий, интерактивный электронный
учебник – это сложный гипертекстовый
документ, включающий текстовую,
графическую и мультимедийную информацию.
Как правило, такой учебник содержит
структурированный учебный теоретический
материал, глоссарий, а также темы
лабораторных и практических работ, задания
по дисциплине и рекомендации по ее изучению.
Библиотека
является хранилищем как традиционных, так и
электронных образовательных ресурсов,
включая и электронные учебники. Создание
библиотеки интеллектуальных компьютерных
учебников и интерактивных учебно-методических
материалов – важнейшая стратегическая
задача технического вуза, направленная на
повышение эффективности образовательной и
научно-исследовательской деятельности
университета за счет оперативного
использования электронных информационных
ресурсов библиотеки.
Важным
фактором информатизации образования
является использование
возможностей глобальной сети Интернет, как
мощного информационного ресурса. Интернет-классы
предоставляют возможность
самостоятельного поиска образовательной
информации, а также размещения на
собственных сайтах результатов своей
деятельности, что оказывается очень
значимым для собственного самоутверждения
и формирования положительной мотивации к
самообразованию.
Модульное
обучение неразрывно связано с рейтинговой
системой контроля. А использование
электронных тестовых заданий в качестве
одной из форм контроля знаний студентов
позволяет интегрировать обучение и
оценивание работы студента через внедрение
модульно-рейтинговой системы в учебном
процессе.
Рассмотренная
нами модель ИОС, основанная на личностно-развивающем
подходе в образовании и модульно-рейтинговой
педагогической технологии, направлена на
формирование человека высокой
профессиональной культуры, обладающего
научно-профессиональным мировоззрением и
способного успешно конкурировать в
мире.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Концепция создания и развития информационно-образовательной
среды Открытого Образования системы
образования РФ [Электронный ресурс] /
Концепции информационно-образовательной
среды. – Электрон. дан. – Саратов, 2000. –
Режим доступа: http://do.sgu.ru/conc.html, свободный. –
Загл. с экрана.
2.
Андреев А.А. Некоторые проблемы
педагогики в современных информационно-образовательных
средах // Инновации в образовании. 2004. № 6.
С. 98 – 113.
3. Курова Н.Н. Информационная среда
образовательного учреждения как
управленческий ресурс современного
руководителя школы [Электронный ресурс] /
Конференция «Информационные технологии в
образовании. – Электрон. дан. – М., 2005. – Режим
доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5434&PHPSESSID=00a0f682fb916586aca80c70e80f2ab0,
свободный. – Загл.
с экрана.
4.
Красильникова В.А. Информатизация
образования: понятийный аппарат //
Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
5.
Красильникова В.А., Веденеев П.В.,
Заварихин А.С., Казарина Т.Н. Электронные
компоненты информационно-образовательной
среды // Открытое и
дистанционное образование. Выпуск
4(8), 2002. С. 54 – 56
6.
Захарова И.Г. Формирование
информационной образовательной среды
высшего учебного заведения // Автореферат
дис. … доктора пед. наук. Тюмень, 2003. –
46 с.
7.
Гура В.В., Дикарев С.Б.
Технологические аспекты педагогического
проектирования электронных
образовательных ресурсов [Электронный
ресурс]: отчет
РОЦ НИТ за 2002 год
/ Таганрогский
государственный радиотехнический
университет. – Электрон. дан. –
Таганрог, 2006. Режим
доступа: www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf, свободный. – Загл.
с экрана. – Яз. рус., англ.
8.
Ахметов
Б.С., Бидайбеков Е.Ы.
Информационная образовательная среда вуза:
разработка, внедрение, перспективы [Электронный
ресурс] / 3-я
Всероссийская научно-практическая
конференция-выставка.
–
Электрон. дан.
–
Омск, 2006. Режим доступа
http://www.omsu.ru/conference/stat.php, свободный. –
Загл. с экрана.
9.
Ильченко
О. А.
Организационно-педагогические условия
разработки и применения сетевых курсов в
учебном процессе: (на примере подгот.
специалистов с высш. образованием): автореф.
дис. ... канд. пед. наук / Центр креатив.
педагогики Моск. гос. технол. акад. – М., 2002.
– 22 c. : ил.
10.
Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А.,
Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А.,
Скамницкий А.А., Солдаткин В.И. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т.
2. – Российский государственный институт
открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. –
680 с.