Педагогические науки, № 6, 2006. – С. 292-297.

Назаров С.А., Назаров В.А., Каменева Т.С.

Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза.

Формирование и развитие в вузе собственной информационно-образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является одной из основных стратегических задач высшей школы для того, чтобы адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям. Предполагается, что система образования получает следующие преимущества в результате использования современных информационных образовательных средств технологий, а именно:
- разрешение социально-экономических проблем;
- ликвидация отставания удаленных районов государств от образовательных центров в контексте свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям цивилизации;
- интеграция мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов в интересах человека, что должно привести к развитию единого мирового образовательного пространства.
Под информационно-образовательной средой мы будем понимать педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [1;2].
Модель информационно-образовательной среды должна отражать компонентную структуру среды, определяющую объекты, технологии, входящие в состав среды, систему межкомпонентных взаимосвязей и взаимодействий, а также содержать систему основных положений и требований, которым должны удовлетворять как отдельные информационные ресурсы, так и вся среда в целом.
В состав рассматриваемой личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического университета должны входить следующие микросреды: библиотека; учебная микросреда – учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия, система дистанционного обучения; среда личностного саморазвития – проективная деятельность, Интернет-классы, как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста; технопарк и техническое оснащение учебного процесса.
Рассмотрим более подробно компоненты личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза, системообразующим компонентом которой является личностная направленность этой среды. 
Библиотека. Информационную поддержку учебного, научного и воспитательного процессов в техническом университете осуществляет научно-техническая библиотека.
Одно из актуальных направлений работы библиотеки – компьютеризация библиотечно-библиографических и информационных процессов.
Библиотека является основным хранилищем информационных ресурсов образовательной среды. Информационные ресурсы библиотеки сегодня складываются из двух видов: традиционные (бумажные) и электронные. Различие между этими видами ресурсов состоит не только в способе представления информации, но и в организации комплектования, хранения, предоставления и использования.
Очевидно, в перспективе значительная часть традиционных документов будет представлена в электронной форме. Объединенные в единую систему они приобретают новый статус, при котором возможна реализация качественно нового уровня хранения, организации и использования этих информационных ресурсов, на котором будет обеспечено более широкое распространение и эффективное использование.
Основные задачи, решаемые библиотеками учебных заведений: 
- накопление знаний – сбор и обработка информации на различных материальных носителях;
- архивирование знаний – представление информации для долговременного хранения;
- библиографирование знаний – описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;
- перенос знаний в пространстве – распространение информации;
- трансляция знаний во времени – передача знаний через длительные временные промежутки за счет хранения источников информации.
От состояния информационных ресурсов библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образовательных услуг в вузе. Поэтому библиотека, как главный социальный институт, организующий сбор, хранение и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым компонентом процесса информатизации вуза [3].
В библиотеке должен быть накоплен значительный массив электронных документов, представляющих интерес для учебного и научного процессов вуза. Электронный фонд должен постоянно пополняться ресурсами, созданными другими учреждениями и организациями, в том числе, и размещенными в открытой среде Интернета.
Создание библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов является важнейшей стратегической задачей технического вуза и должно быть направлено на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности университета за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов библиотеки.
Учебная микросреда представляет собою учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия, систему дистанционного обучения.
Информационным наполнением процесса обучения является учебно-методический электронный комплекс дисциплины, содержащий:
- электронные учебники, включающие теоретический материал, глоссарий, а также темы лабораторных и практических работ и примерные вопросы для контроля;
- планы лекционных и практических занятий;
- виртуальные лабораторные комплексы;
- задания к лабораторным работам;
- учебные задания для самостоятельной работы и требования к ним;
- задания к итоговой аттестации;
- описания информационных средств и технологий, необходимых для выполнения учебных заданий;
- методические указания к использованию данного комплекса;
- электронные банки тестов;
- краткие конспекты лекций по дисциплине в виде компьютерных слайдов;
- ссылки в Интернете на дополнительные информационные ресурсы по дисциплине;
- дополнительные учебные материалы (учебники, пособия, журналы и т.д.).
Данный учебно-методический комплекс может предоставляться студентам на внешнем носителе, а также свободно распространяться по локальной внутривузовской сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов) должен постоянно обновляться и пополняться.
Помимо электронного учебного комплекса студентам может предлагаться также аналогичный учебно-методический комплекс в традиционной форме – книги, сборники задач, методические рекомендации и т.д.
Основными информационными ресурсами, отражающими содержание дисциплины, являются электронные учебники. 
С точки зрения информационных технологий, интерактивный электронный учебник – это сложный гипертекстовый документ, включающий текстовую, графическую и мультимедийную информацию. Как правило, такой учебник содержит структурированный учебный теоретический материал, глоссарий (словарь), а также темы лабораторных и практических работ, задания по дисциплине и рекомендации по ее изучению.
В электронных учебниках, как составляющей информационно-образовательной среды, концентрируется материал, необходимый для обучения. К основным качествам электронного учебника относятся: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности. Однако, при переводе качественного электронного учебника в бумажный формат происходит потеря ряда его дидактических свойств, так как сам электронный учебник задает и технологию его освоения [4].
Электронные учебники должны удовлетворять следующим требованиям:
- деятельность и подробность изложения материала;
- наглядность и доступность при освоении учебника обучающимися;
- быстрота и оперативность получения информации [5].
Электронный учебник, как дидактическое средство, обладает гораздо большими функциональными возможностями, чем традиционный. Преимущества таких учебников перед традиционными учебниками и пособиями заключаются в следующем:
- большая наглядность;
- возможность предоставления мультимедийной информации;
- быстрый поиск информации;
- возможность связи с другими электронными пособиями;
- динамичность, т.е. возможность быстрого изменения и дополнения;
- интерактивность;
- компактность;
- доступность и дешевизна.
Тем не менее, электронные учебники имеют и ряд недостатков, которые необходимо учитывать, управляя образовательным процессом студентов:
- однообразие и монотонность работы с электронным учебником;
- невозможность получить разъяснения при затруднениях;
- более быстрое, чем при использовании традиционных учебников, утомление глаз;
- непривычная психологическая ситуация, связанная с вертикальным расположением текста;
- возможные технические проблемы, связанные со сбоями в работе компьютерной техники, низкой пропускной способностью каналов при использовании сети Интернет, разрывы модемных соединений и т.д.;
- необходимость наличия определенных навыков у преподавателя и студента для работы с соответствующими информационными средствами;
- как правило, отсутствие обратной связи.
Сегодня процесс создания электронных учебников достаточно упрощен, что предоставляет возможность привлечения к созданию компьютерных учебников преподавателей и студентов. В информационно-образовательной среде вуза необходимо наличие базы электронных учебных материалов для того, чтобы обучающиеся имели возможность выбора между традиционными и электронными пособиями и сами могли для себя определить оптимальные пропорции использования и тех и других.
Важным фактором информатизации образования является использование возможностей глобальной сети Интернет, как огромного информационного ресурса. Однако, во время обучения должна быть предоставлена возможность выбора информационного ресурса. В этой связи, несмотря на все достоинства, электронные образовательные ресурсы должны не заменять собой традиционные, а дополнять их. 
Среда личностного саморазвития представляется проективной деятельностью преподавателей и студентов, Интернет-классами, которые выступают как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста, творческой и рефлексивной деятельностью субъектов образования.
Интернет-классы предоставляют возможность самостоятельного поиска образовательной информации, а также возможность размещения на собственных сайтах результатов своей деятельности, что является очень значимым для собственного самоутверждения и развития творческих способностей. Размещение студенческих проектов в Интернете предоставляет возможность получить внешнюю оценку собственной деятельности.
Используя Интернет, студент получает доступ к следующим средствам: электронной почте; научным и образовательным web-ресурсам Internet; к электронным тестам по различным дисциплинам; к лабораторным дистанционным практикумам; тренажерам с удаленным доступом; к базе данных и знаний с удаленным доступом; к электронным библиотекам с удаленным доступом; к средствам обучения на основе геоинформационных систем; к форумам; различным системам общения в реальном времени.
Таким образом, Интернет-классы являются одним из инструментов доступа студентов к открытым образовательным порталам и расширяют возможности в доступе к информационным ресурсам, включаясь в единое образовательное пространство и повышая тем самым качество образования. 
Вуз также должен стремиться к размещению своих информационных ресурсов в сети Интернет. 
По нашему мнению, проектная деятельность учащихся в рамках образовательного процесса должна способствовать формированию и развитию творческих способностей, навыков самостоятельной и коллективной работы, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.
В творческих проектах должно находить отражение реализация и развитие творческой активности студентов. Выполнение проектов, особенно связанных с будущей профессией, является подтверждением эффективности образовательного процесса в созданной информационно-образовательной среде. Вместе с представлением результатов проективной деятельности студентам должны предлагаться рекомендации по их использованию в учебной или в профессиональной деятельности. В этом проявляется субъектная позиция студента, обеспечивающая высокий уровень рефлексивности собственной деятельности и интерактивность в освоении среды, а именно: умение высказывать свое мнение, воспринимать мнение партнера, выстаивать нелинейное освоение новой информации и т.д.
Средством реализации рефлексии являются студенческие научно-практические конференции, публичная защита творческих проектов и возможность представления результатов своей деятельности в сети Интернет как на личных сайтах, так и сайте института, участие в форумах в режиме реального времени.
Состав и структура рассмотренных выше компонентов личностно-развивающей ИОС проектируются с учетом специфики обучения в техническом вузе. Особенностями образовательного процесса в техническом вузе являются:
- наличие большого объема практических и лабораторных работ как видов учебной деятельности;
- наличие проектно-расчетных работ для самостоятельного контроля;
- как правило, недостаточное обеспечение ряда дисциплин, в первую очередь специальных, учебно-методическими материалами в традиционной форме;
- изучение ряда дисциплин требует визуальных демонстраций.
Все эти особенности требуют привлечения компьютерных технологий и электронных информационных ресурсов, возможность получать представления о технических процессах непосредственно на производстве, в технопарках. 
Технопарк и техническое оснащение учебного процесса – еще одна микросреда, которую необходимо проектировать для качественной подготовки молодых конкурентоспособных специалистов. Новое техническое знание непосредственно производится при рационализаторской, исследовательской, конструкторской деятельности профессионалов, постоянно занимающихся вопросами производства непосредственно на производствах, в профильных конструкторских структурах, отраслевых НИИ, технопарках и т.д. В студенческие аудитории новейшее знание приходит с запаздыванием. Чтобы не заниматься подготовкой специалистов вчерашнего дня, современное техническое образование должно, во-первых, быть ориентировано на опережающее образование, его фундаментализацию, а во-вторых, приближено к основным промышленным производствам.
Технопарк – это средство формирования системы производств и прикладных исследований, соответствующих направлениям научных исследований университета. Главные средства привлечения – развитая инфраструктура (площади, связь, транспортные артерии, доступность) и низкая арендная плата для компаний, направления деятельности которых соответствуют целям технопарка. IТ-технопарк является формой организации инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию научно-технической продукции с использованием информационных технологий. Данная деятельность может осуществляться как самим университетом, так и юридическими лицами – организациями и предприятиями, являющимися участниками технопарка. Целью организации IТ-технопарка является создание инфраструктуры, обеспечивающей разработку научно-технической продукции с использованием информационных технологий, и ее коммерческую реализацию, а также поддержку инновационного процесса в области информационных технологий.
Таким образом, в техническом вузе важной его составляющей является целенаправленно созданная технологическая микросреда, направленная на развитие профессионально-личностных качеств студентов.
Подводя итоги, отметим: компонентами рассматриваемой личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического университета являются следующие микросреды: библиотека как информационный центр и ресурс; учебная микросреда – учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия; среда личностного саморазвития – проективная деятельность, Интернет-классы, как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста; технопарк и техническое оснащение учебного процесса. Системообразующим компонентом личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического университета является личностная направленность этой среды.


Список литературы

1. Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. – Спецвыпуск № 2. – 2006. – С. 68-71.

2. Назаров С.А. Личностно-развивающая информационно-образовательная среда // Материалы XII международной конференции «Современное образование». – Санкт-Петербург, 2006. – Т.2 – С. 207-209.

3. Удотова В.Н., Шаншина Н.В., Кейглер Г.А., Баздырева Т.В. Программа информатизации Научной библиотеки на 2005-2007гг. [Электронный ресурс] /Библиотека НГТУ Электрон. дан. – Новосибирск, 2005. Режим доступа: http://library.nstu.ru/files/editor/File/Programm.doc, свободный. – Загл. с экрана.

4. Манцивода А.В. Классификация форматов электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / TeaCODE.com. Заметки – технологическая площадка исследовательской группы ЦНИТ ИГУ. – Электрон. дан. – Иркутск, 2005. Режим доступа: http://teacode.com/concept/eor/class2.html, свободный. – Загл. с экрана.

5. Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001, № 1. – С. 72-84.

 Назад На главную страницу