Педагогические науки, № 2, 2007. – С. 189-191

Назаров С.А., Антонова Н.М., Состина Е.В.

Формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса в техническом вузе

Сегодня от современного специалиста, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, требуется проявление значимых личностных качеств, определяющих готовность человека к будущей профессиональной деятельности в новых политических и экономических условиях.

Высшее техническое образование должно быть адаптировано к высоким темпам научно-технических достижений, что требует развития способности специалистов ориентироваться в нарастающих потоках информации и оперативно извлекать из них значимое для своей деятельности.

Однако современная система высшего технического образования оказывается не способной готовить личность к общекультурной и профессиональной деятельности в условиях современной социокультурной ситуации информационного общества. Это связано в первую очередь с тем, что у преподавателей и студентов не достаточно сформирована информационная культура, как личностное новообразование [1].

Развитие информационной культуры студентов и преподавателей, наряду с рефлексивной деятельностью субъектов образовательного процесса и использованием инновационных педагогических технологий,  мы относим к одному из ведущих педагогических условий формирования информационно-образовательной среды, имеющей личностную направленность [1].

Информационная культура личности является с одной стороны составляющей общей культуры личности, с другой стороны частью информационной культуры общества. Формирование информационной культуры происходит в течение всей жизни человека и включает в себя следующие элементы:

- уже полученные знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

- воплощение в умениях и навыках способов деятельности личности;

- опыт творческой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом задач;

- нормы отношения к миру, и друг к другу и т.д. [2].

В качестве критериев информационной культуры можно выделить следующие умения:

- адекватно формулировать свою потребность в требуемой информации;

- эффективно осуществлять поиск необходимой информации;

- перерабатывать имеющуюся информацию и создавать новую;

- оценивать и отбирать нужную информацию;

- работать с современными компьютерными средствами и технологиями (компьютерная грамотность).

Информационная культура преподавателя является основой для формирования информационной компетентности обучающихся, которая наряду с профессиональной является одной из необходимых компетентностей современного специалиста и определяется совокупностью следующих информационно-технологических и информационно-технических компонентов:

- владение навыками использования технических устройств, реализующих информационные процессы;

- способность использовать информационные компьютерные технологии в своей деятельности;

- умение извлекать, использовать и преобразовывать из различных источников необходимую информацию;

- знание в своей профессиональной области особенностей информационных потоков;

- умение аналитически преобразовывать информацию [3].

Комплекс профессиональных качеств преподавателя в условиях информационно-образовательной среды технического вуза дополняется некоторыми специфическими параметрами, характеризующими необходимый уровень информационной культуры и «авторское видение» учебной дисциплины. К таковым  можно отнести:

- интерес к современным информационным образовательным технологиям и поиск на их основе новых путей оптимизации учебного процесса;

- потребность в постоянном обновлении знаний об использовании информационных технологий в профессиональной, информационной и общекультурной среде;

- профессиональная мобильность и адаптивность к условиям в информационном обществе;

- ответственность при работе с техническими средствами обучения, а также ответственность за информационную безопасность личности и общества;

- согласованность в постановке и решении учебных задач, связанных с использованием современных информационных образовательных технологий;

- критическое отношение к потреблению информации в быстроменяющейся во времени информационной среде;

- определенный стиль педагогического общения внутри информационной среды;

- рефлексия на уровне контактов внутри информационной среды;

- принятие нестандартных педагогических решений, связанных с индивидуальной поддержкой студентов в образовательном процессе.

Одной из основных задач преподавателя в информационно-образовательной среде становится информационное наполнение дисциплины, которое заключается в разработке новых информационных ресурсов или адаптации к учебному процессу уже имеющихся. К возможным задачам информационного наполнения дисциплины можно отнести:

- разработку традиционных учебников, учебных пособий, методических указаний;

 - разработку электронных учебники, пособий, журналов;

- подготовку электронных конспектов лекций;

- подготовку компьютерных презентаций, отражающих содержание дисциплины;

- формирование банков учебных средств мультимедиа и электронных тестовых заданий;

- подборку информационных ресурсов других информационно-образовательных сред, в том числе мировых информационных ресурсов через сеть Интернет.

Успешное решение данных задач требует от преподавателя вуза определенного уровня информационной культуры. Формирование необходимого уровня информационной культуры субъектов образовательного процесса в рамках личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза, на наш взгляд, можно достичь с помощью:

1. Использования информационных образовательных ресурсов вуза для реализации образовательных потребностей студентов.

2. Применения информационных технологий и обучающих программ при изучении дисциплин.

3. Изучения и использования информационных педагогических технологий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

4. Использования заданий, требующих осуществлять творческий поиск информации, используя для этого компьютерную информационную технологию.

5. Предоставления возможности размещать результаты своей деятельности, как информационные ресурсы для всеобщего использования.

6. Применения творческих разноуровневых заданий, требующих использования современных информационных технологий в аспекте получаемой технической специальности.

Деятельность студента в саморазвитии информационной культуры состоит в том, что он –

- планирует совместно с преподавателем свой процесс обучения;

- самостоятельно и совместно с преподавателем осуществляет поиск необходимых образовательных ресурсов;

- участвует в формировании и развитии информационно-образовательной среды, пополняя информационный банк образовательных ресурсов в результате своей учебной деятельности;

- имеет возможность самостоятельной проверки собственных знаний;

- постоянно анализирует результаты своей учебной деятельности;

- корректирует свое образование в информационно-образовательной среде.

Таким образом, информационная культура преподавателей и студентов является необходимым условием повышения профессионального уровня выпускников технического вуза. Рост уровня информационной культуры определяется степенью использования информационных технологий в учебной деятельности, а также уровнем навыков поиска и обработки необходимой информации. Компьютерные технологии должны стать для обучающихся инструментом решения многих учебных задач.

 

Список литературы

1.  Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза / Автореферат дисс. … кандидата пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 26 с.

2.  Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества. // Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.

3.  Войнова Н.А., Войнов А.В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. 2004. – № 4. –  С. 111-118.

 Назад На главную страницу