Материалы XI I  международной конференции "Современные технологии обучения", Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2006 г.

С.А. Назаров

Личностно-развивающая информационно-образовательная среда вуза

Информатизация образовательной сферы невозможна без создания, использования и развития во времени информационно-образовательных сред (ИОС), которые в свою очередь должны предоставлять возможность для самореализации интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами.

Существуют различные подходы к проблеме формирования, организации и развития ИОС учебного заведения.  В различных источниках ИОС определяется как:

- программно-техническая система – направленная на ведение образовательного процесса и обеспечивающая его информационную поддержку;

- педагогическая система нового уровня, включающую ее материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение;

- информационно-коммуникационная среда, которая обеспечивает компьютерную поддержку процесса обучения;

- социально-психологическая реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных компьютерных технологий;

- открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы;

- культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс;

- многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения;

- система, объединяющая информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанное с субъектом образовательного процесса;

- единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных, а также компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия и различные дидактические средства.

Таким образом, ИОС определяется с одной стороны как программно-технический комплекс, с другой стороны как педагогическая система. 

ИОС можно определить как педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.

ИОС, как педагогическая система должна строится на основе традиционной,  являясь ее логическим продолжением и развитием.

Важнейшими целями современного образования являются:

- формирование и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу;

- включение социально-ценностной активности личности;

- обеспечение возможностей для эффективного самообучения и самообразования.

Как следует из целей современного образования, личность является центром образовательной системы. Очевидно, что любая педагогическая система, в том числе и информационно-образовательная среда должна быть личностно-ориентированной, то есть направленной на воспитание творческой личности.

Можно выделить следующие функции ИОС: 

1) информационная;

2) образовательная; 

3) коммуникативная; 

4) диагностирующая; 

5) личностно-развивающая.

Информационная функция образовательной среды состоит в предоставлении необходимой образовательной информации.

Образовательная функция осуществляет реализацию процесса обучения с использование современных педагогических приемов, методов и технологий.

Коммуникативная функция организует процесс педагогического общения между участниками образовательного процесса.

Диагностирующая функция реализуется средствами оценки эффективности образовательного процесса в рамках данной ИОС.

Личностно-развивающая функция предоставляет возможность обучающимся «настраивать» образовательный процесс с учетом своих личностных, индивидуальных качеств.

Основными целями ИОС как педагогической системы являются:

- формирование профессиональных знаний, умений и навыков (образовательная цель);

- формирование информационной культуры будущих специалистов (информационная цель)

- реализация творческого потенциала и развитие личности (личностно-развивающая цель).

Назад На главную страницу