Личностно-развивающая информационно-образовательная среда вуза
Информатизация образовательной сферы невозможна без создания, использования и развития во времени информационно-образовательных сред (ИОС), которые в свою очередь должны предоставлять возможность для самореализации интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами.
Существуют различные подходы к проблеме формирования, организации и развития ИОС учебного заведения. В различных источниках ИОС определяется как:
- программно-техническая система – направленная на ведение образовательного процесса и обеспечивающая его информационную поддержку;
- педагогическая система нового уровня, включающую ее материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение;
- информационно-коммуникационная среда, которая обеспечивает компьютерную поддержку процесса обучения;
- социально-психологическая реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных компьютерных технологий;
- открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы;
- культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс;
- многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения;
- система, объединяющая информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанное с субъектом образовательного процесса;
- единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных, а также компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия и различные дидактические средства.
Таким образом, ИОС определяется с одной стороны как программно-технический комплекс, с другой стороны как педагогическая система.
ИОС можно определить как педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.
ИОС, как педагогическая система должна строится на основе традиционной, являясь ее логическим продолжением и развитием.
Важнейшими целями современного образования являются:
- формирование и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу;
- включение социально-ценностной активности личности;
- обеспечение возможностей для эффективного самообучения и самообразования.
Как следует из целей современного образования, личность является центром образовательной системы. Очевидно, что любая педагогическая система, в том числе и информационно-образовательная среда должна быть личностно-ориентированной, то есть направленной на воспитание творческой личности.
Можно выделить следующие функции ИОС:
1) информационная;
2) образовательная;
3) коммуникативная;
4) диагностирующая;
5) личностно-развивающая.
Информационная функция образовательной среды состоит в предоставлении необходимой образовательной информации.
Образовательная функция осуществляет реализацию процесса обучения с использование современных педагогических приемов, методов и технологий.
Коммуникативная функция организует процесс педагогического общения между участниками образовательного процесса.
Диагностирующая функция реализуется средствами оценки эффективности образовательного процесса в рамках данной ИОС.
Личностно-развивающая функция предоставляет возможность обучающимся «настраивать» образовательный процесс с учетом своих личностных, индивидуальных качеств.
Основными целями ИОС как педагогической системы являются:
- формирование профессиональных знаний, умений и навыков (образовательная цель);
- формирование информационной культуры будущих специалистов (информационная цель);
- реализация творческого потенциала и развитие личности (личностно-развивающая цель).