Материалы XI I  международной конференции "Современные технологии обучения", Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2006 г.

Т.С. Каменева, С.А. Назаров

Тестирование как средство автоматизации педагогического контроля

Каменский институт (филиал)

 Южно-Российского Государственного технического университета 

(Новочеркасского политехнического института)

 

Традиционные формы контроля знаний в некоторых случаях недостаточно действенны, что отражается на качестве обучения. В этой связи приходится искать новые возможности повышения эффективности учебного процесса.

Субъективизм, отсутствие сопоставимости оценок, используемых в традиционном контроле, сплошь и рядом приводят к расхождению представлений преподавателя и студента об оцениваемом объекте. Расхождение в случае неудовлетворительных оценках, как правило, сопровождается конфронтацией, которая изначально снимает возможность сотрудничества преподавателя и студентов в процессе контроля.

Использование стандартизированных тестов, инструментальных средств, компьютера и современных информационных технологий позволяет преподавателю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний студентов, а также повысить объективность контроля. 

Применение электронных тестовых заданий в качестве одной из форм контроля знаний студентов (для входного, текущего и итогового контроля при оценке результатов осуществленного учебного процесса) позволяет автоматизировать и облегчить использование  модульно-рейтинговой системы в учебном процессе.

Тестирование не заменяет  и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом. Но возникает необходимость концентрации внимания на представлении о тесте как о научно обоснованном методе оценки знаний студентов.

Однако, никакие даже очень совершенные методы контроля и никакой опыт не дадут оснований для надежных выводов о достижении целей обучения до тех пор, пока нет уверенности в правильной постановке целей контроля и в их правильном, несмещенном отображении в содержании теста.

Педагогические тесты открывают перспективные направления повышения качества обучения путем совершенствования системы контроля и усиления мотивации к обучению в условиях сотрудничества преподавателя и студентов

Использование педагогических тестов способствует эффективной реализации всех функций контроля и отвечает основным его принципам.

На кафедре «Естественнонаучные дисциплины» Каменского института (филиала) ЮРГТУ (НПИ)  разработаны банки тестовых заданий для развития и внедрения модульно-рейтинговой системы по следующим дисциплинам:

1. Высшая математика.

2. Физика.

3. Информатика.

4. Химия.

5. Экология.

6. Безопасность жизнедеятельности.

Тесты, входящие в электронные банки тестов, представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывает широчайшие возможности для управления учебным процессом – от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания и повышения эффективности стимулирования самостоятельных занятий студентов.

Для создания электронного банка тестов и проведения электронного тестирования использовались следующие программы: «SunRav TestOffice Pro», разработанная фирмой SunRav SoftWare и «Электронное тестирование», разработанная на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» КИ (Ф) ЮРГТУ (НПИ).

В результате создания единого централизованного банка тестов по дисциплинам кафедры появилась возможность автоматизировать следующие процессы:

- разработку различных вариантов тестовых билетов с помощью встроенных в вышеупомянутые программные средства функций генерации;

-  проверку остаточных знаний поступивших в высшее учебное заведение;

- контроль качества знаний в модульно-рейтинговой системе образования;

- выявление  предсказуемости и устойчивости результатов теста, получаемых при его применении;

- расчет индивидуального рейтинга студентов.

 Назад На главную страницу