Т.С. Каменева, С.А. Назаров
Тестирование как средство автоматизации педагогического контроля
Каменский институт (филиал)
Южно-Российского Государственного технического университета
(Новочеркасского политехнического института)
Традиционные формы контроля знаний в некоторых случаях недостаточно действенны, что отражается на качестве обучения. В этой связи приходится искать новые возможности повышения эффективности учебного процесса.
Субъективизм, отсутствие сопоставимости оценок, используемых в традиционном контроле, сплошь и рядом приводят к расхождению представлений преподавателя и студента об оцениваемом объекте. Расхождение в случае неудовлетворительных оценках, как правило, сопровождается конфронтацией, которая изначально снимает возможность сотрудничества преподавателя и студентов в процессе контроля.
Использование стандартизированных тестов, инструментальных средств, компьютера и современных информационных технологий позволяет преподавателю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний студентов, а также повысить объективность контроля.
Применение электронных тестовых заданий в качестве одной из форм контроля знаний студентов (для входного, текущего и итогового контроля при оценке результатов осуществленного учебного процесса) позволяет автоматизировать и облегчить использование модульно-рейтинговой системы в учебном процессе.
Тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом. Но возникает необходимость концентрации внимания на представлении о тесте как о научно обоснованном методе оценки знаний студентов.
Однако, никакие даже очень совершенные методы контроля и никакой опыт не дадут оснований для надежных выводов о достижении целей обучения до тех пор, пока нет уверенности в правильной постановке целей контроля и в их правильном, несмещенном отображении в содержании теста.
Педагогические тесты открывают перспективные направления повышения качества обучения путем совершенствования системы контроля и усиления мотивации к обучению в условиях сотрудничества преподавателя и студентов
Использование педагогических тестов способствует эффективной реализации всех функций контроля и отвечает основным его принципам.
На кафедре «Естественнонаучные дисциплины» Каменского института (филиала) ЮРГТУ (НПИ) разработаны банки тестовых заданий для развития и внедрения модульно-рейтинговой системы по следующим дисциплинам:
1. Высшая математика.
2. Физика.
3. Информатика.
4. Химия.
5. Экология.
6. Безопасность жизнедеятельности.
Тесты, входящие в электронные банки тестов, представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывает широчайшие возможности для управления учебным процессом – от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания и повышения эффективности стимулирования самостоятельных занятий студентов.
Для создания электронного банка тестов и проведения электронного тестирования использовались следующие программы: «SunRav TestOffice Pro», разработанная фирмой SunRav SoftWare и «Электронное тестирование», разработанная на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» КИ (Ф) ЮРГТУ (НПИ).
В результате создания единого централизованного банка тестов по дисциплинам кафедры появилась возможность автоматизировать следующие процессы:
- разработку различных вариантов тестовых билетов с помощью встроенных в вышеупомянутые программные средства функций генерации;
- проверку остаточных знаний поступивших в высшее учебное заведение;
- контроль качества знаний в модульно-рейтинговой системе образования;
- выявление предсказуемости и устойчивости результатов теста, получаемых при его применении;
- расчет индивидуального рейтинга студентов.